«Facebook обвиняется в убийстве криптовалютных компаний» — с таким громким заголовком на портале Decrypt вышла публикация о влиянии социальной сети на криптовалютную индустрию.

Авторы напоминают, что полтора года назад компания запретила публиковать рекламу на своем главном ресурсе. Впоследствии ограничения были сняты, однако политика размещения рекламных постов на тематику криптовалют до сих пор отчасти в силе, замечают исследователи.

Как Facebook хоронит криптовалютные стартапы

Согласно данным Decrypt, стартапы понесли огромные убытки, когда не смогли продвигать свои вполне законные продукты на площадке Facebook. Более того, большинство компаний полагает, что продвижение собственной криптовалюты соцсетью (речь идет о Libra) является антиконкурентным.

Сообщается, что частичное снятие запрета Facebook незначительно поменяло ситуацию. Ряд небольших компаний, пострадавших от действий соцсети, готовят коллективный иск к Facebook в Австралии. Интересы этих фирм представляет юридическая фирма JPB Liberty. Пострадавшие требуют компенсацию в размере $500 млрд от Facebook, а также от наложивших подобные запреты Google и Twitter.

«Проект Libra действительно разоблачил лицемерие и нечестность Facebook. Они пытались запретить новые криптопроекты, в то же время сами входили в индустрию»

«Проект Libra действительно разоблачил лицемерие и нечестность Facebook, — сказал Эндрю Гамильтон, адвокат по групповому иску. — Они пытались запретить новые криптопроекты, в то же время сами входили в индустрию».

Хотя иск адресован трем компаниям (Facebook, Google и Twitter) Гамильтон сказал, что считает Facebook основным нарушителем: именно соцсеть спровоцировала запрет на рекламу и продвижение проектов.

Decrypt пишет, что представитель Facebook, который захотел остаться неназванным, сказал, что социальная сеть рассмотрит все предъявленные претензии. Он добавил, что первоначальный запрет был преднамеренно обширным для более глубокого понимания рынка криптовалют. Цель ограничений виделась в выработке более четкой политики в отношении приемлемой рекламы криптовалют и связанных с ними категорий.

Напомним, компания Facebook сообщила о запрете рекламы криптовалютных продуктов 30 января 2018 года. В соцсети заявили, что действуют во благо розничных инвесторов, которые из-за рекламы стали жертвами мошеннических ICO. Несколько месяцев спустя Facebook обновила политику, разрешив рекламировать проекты, не относящиеся к ICO (после получения «письменного одобрения» от соцсети).

Однако в Facebook отключили рекламу всего спектра криптовалютной индустрии — не только ICO, но и благотворительных организаций, исследовательских фирм, организаторов конференций и PR-компаний. С учетом огромного охвата социальной сети по всему миру, запрет был разрушительным для некоторых компаний, связанных с криптовалютами, утверждают эксперты.

«Моя компания никогда не проводила ICO, никогда не имела токена, мы никогда никому ничего не продавали, а выступали посредниками»

«Моя компания никогда не проводила ICO, никогда не имела токена, мы никогда никому ничего не продавали, а выступали посредниками», — сказал Он Явин, основатель исследовательской фирмы Cointelligence, базирующейся в Тель-Авиве. Тем не менее, он был забанен на Facebook, Google и другие медиа-ресурсах. По словам предпринимателя, в Facebook не стали слушать его объяснения. «Я снова попытался разместить рекламу в Google, — добавил он. — Они отказали. Я представляю только информационный сайт. Но я могу продвигать свои продукты только под надзором регуляторов соцсети».

Рекламная платформа Facebook очень важна для малого онлайн-бизнеса. По данным исследовательской компании Invesp, на ее долю приходится более 9% всей рекламы в интернете и 18,4% мобильной рекламы. Запрет стал губительным для стартапов.

«Цифровой маркетинг — это основной путь продвижения любого бизнеса сегодня, поэтому запрет соцсети имел катастрофические последствия»

«Цифровой маркетинг — это основной путь продвижения любого бизнеса сегодня, поэтому запрет соцсети имел катастрофические последствия», - заявил Шейн Лидделл. Лидделл продвигал новую благотворительную криптовалютную конференцию в Тампе. Он продал 300 билетов на мероприятие за несколько дней — до того, как внезапно вступил в действие запрет на рекламу. На тот момент бизнесмен вложил значительные средства в конференцию — бронирование гостиниц, затраты на организацию и т. д.

Лидделл оценивает свои потери в $80 000. «Наш основной канал связи с рынком был перекрыт, — сказал он. — Больше всего меня раздражало то, что переговоров с Facebook не было».

Другие компании также заявляют о негативном влиянии запрета соцсети. Один стартап говорит, что не смог рекламировать свои социальные программы в Африке; представитель PR-компании сказал, что запрет сорвал глобальную кампанию в социальных сетях.

В мае 2018 года Facebook объявила, что снимет запрет на рекламу, связанную с технологией блокчейн, криптовалютными новостями и образованием. Но маркетологи все равно должны были получать разрешение на рекламу, связанную с продажей криптовалюты, например, биржами и майнингом.

Ведущий маркетолог ConsenSys Шерил Дуглас отмечает, что до сих пор соцсеть отклоняет рекламные объявления, которые не подпадают под ограничения. По словам Дугласа, автоматическая система Facebook отклоняет объявления и кампании, в которых встречаются такие слова, как блокчейн, криптовалюты, Ethereum, децентрализация, Web 3.0, DeFi и Solidity. Однако слова «Libra», по-видимому, в этом списке запретных терминов нет.